[ Хомутчанская модельная библиотека ]

Хомутчанское сельское поселение - Часть 1

На северо-западе Ивнянского района раскинулось одно из самых старых сел района – село Хомутцы. Оно расположено в красивом и живописном месте на берегу реки Псел.

Под большим шатром голубых небес

Хомутцы село расстилается,

И красой своей, и успехами

И талантами прославляется.

Славно песнями оно народными,

Славно танцами и хороводами.

Важнейшую роль в освоении нашего края сыграло перенесение сюда с реки Оки границы Русского государства. В конце 16 века здесь были построены три города-крепости – Белгород(1596).Старый Оскол (1696),Валуйки (1599).Они играли роль Южных форпостов Русского государства.

В эти же годы наряду с набегами татар усилились вторжения польско –литовских войск. В 1632 – 1634 гг они неоднократно совершали нападения на города нашего края.

Создание крупных ,сильных крепостей способствовало заселению и освоению пустынных земель Дикого поля. Но вторжения захватчиков в наш край тормозило его развитие и освоение. Становилось очевидным, что несколько отдельных крепостей недостаточно для охраны южных рубежей страны.

Поэтому в первой половине 17 века вдоль всей Южной границы началось строительство сплошной укреплённой полосы.

Так с 1635 по 1658 гг была создана Белгородская черта ( в сёлах Самарино и Хомутцы до 1960 года проживало несколько семей , носивших фамилию Чертковы).

Эта оборонительная линия имела общую длину 780 км , из которых 380 км проходила по территории нынешней Белгородской области. Основу её составляло 25 городов – крепостей . 10 из них находились на Белгородщине.

Население городов-крепостей призывалось на службу Белгородским воеводой. По роду службы люди делились на разряды : стрельцы, пушкари, ямщики. По оплате они делились на две группы: поместные получали за службу поместья, а кормовые - продовольствие и деньги из казны. Наименьший надел получали стрельцы и затинщики (стрелки из затинной пищали-орудия малого калибра). Стрельниковы - старинная Хомутчанская фамилия.

Заселение края

После создания Белгородской черты началось активное заселение нашего края. Сначала поселились служилые люди – стрельцы, казаки, а за ними появились крестьяне ,которых правительство переселяло из других мест.( Платоновы , по преданию ,переселены царским указом). Помимо их из северных районов на юг устремилось много крестьян, бежавших от крепостников в пограничную зону в поисках свободы.

Из-под гнёта Польши и Литвы, (Речи Посполитой) бежали на Восток крестьяне: севрюки-выходцы левобережной Украины, черкасы-Запорожские казаки( не здесь ли берут начало Хомутчанские фамилии: Польшины, Литвиновы, Севрюковы). Белгородская черта оградила Русское государство от татарских набегов. Служилое население крепостей стало переселяться из городов ближе к своим наделам. Так начали появляться селения государственных крестьян. В Хомутцах помещичьего землевладения не было.

17 век положил начало хозяйственному освоению Белгородского края. Быстро росло население. Основным занятием его было земледелие. Хлебопашеством занимались и крестьяне, и служилые люди, которых правительство наделяло землёй. В земледелии в 17 веке соперничали трёхполье и перелог. Орудиями труда белгородского земледельца была соха, деревянная борона, коса. Богатые имели железные плужки. Сеяли больше рожь, а также ячмень, овёс, пшеницу, просо, горох.

Из огородных культур выращивали капусту, морковь, репу, огурцы, чеснок. Картофеля ещё не было.

Основным тяглом в хозяйстве была лошадь. Она требовалась и для воинских нужд. Чтобы исправно нести службу и обрабатывать землю, каждый служилый должен был иметь 2-3 лошади. Однако немало было и безлошадных хозяйств, у половины не было коров.

Наряду с земледелием в Белгородском крае в 17 веке всё более широко развиваются ремёсла. Колесники, бондари, столяры работали по заказу и для рынка. Распространены были гончарное и кирпичное производство(в с.Хомутцы печи для обжига кирпича находились в Широком лугу. Церковь с.Пены сложена из Хомутчанского кирпича). Были развиты прядение и ткачество.

Большую роль в товарообороте играли ярмарки. Их проводили в специальные дни. Ближайшие ярмарки к Хомутцам проводились в с. Пены.

Откуда пошли Хомутцы

Существует несколько версий по поводу возникновения упомянутого населённого пункта и его названия. По одной из версий Хомутцы заселяли беглые крестьяне в годы царствования Екатерины П, в 1770 годы.

Другую версию предложил уроженец села Якшин Виктор Гаврилович. По его мнению, Хомутцы были основаны отставными суворовскими солдатами во время царствования императора Павла 1. Правление Павла 1 продолжалось с 1796 по 1801 гг. Следовательно ,село оказалось на три десятка лет моложе. Итак, какое же из двух версий следует предпочесть. Ответить на эти вопросы поможет обращение к документальным, историческим источникам, помещённым в качестве приложения к книгам дореволюционного курского краеведа А.А.Танкова «Историческая летопись Курского дворянства». Они позволяют сделать вывод , что обе изложенные версии не соответствуют действительности. Возраст села оказался гораздо более древним, как минимум на целую сотню лет.

Первое наиболее достоверное упоминание о Хомутцах относится к 1684году, когда на основании царского указа, дьяк Николай Кобяков прописал грамоты Разряда, ведавшего военным делом, по которым в Обоянский уезд были посланы писцы – стольник Авраам Мансуров и подьячий Григорий Жеребцов. Им была поставлена задача, провести своего рода ревизию и перепись земельных владений помещиков и других категорий землевладельцев.

Результатами их деятельности явилась составленная ими «Подлинная писцовая и межевая книга города Обояни и его посада и поместных земель в станах Залесском, Солотинском и Рудавском…». В этой писцовой книге содержались краткие описания населенных пунктов и проживающих в них землевладельцев. В числе других поселений Солотинского стана Обоянского уезда указаны и Хомутцы: «Деревня Хомутцы. Усадища в реке по Пслу и к реке к Пене, а на усадищах дворы помещиков Обоянцев детей боярских».

Как видим, писцовая книга называет Хомутцы не селом, а деревней и это название более точное, ибо селами в те времена назывались лишь те населенные пункты, где была церковь, а в Хомутцах церкви не было.

По поводу происхождения названия - Хомутцы – существует несколько версий. Первая версия основана на ее географическом расположении. С севера наше село обрамляет река Псел, которая «выписывает» несколько извилин в виде хомутов, хорошо видных со Шмыревской горы. Это река протекает по территории Курской, Полтавской и Сумской областей.

Река Псел

По нашей области её длина около 25км. Пселл является левым притоком Днепра. Общая длина реки Пселл 699км. Площадь бассейна 22800км2 . Берет начало Псел со средне - русской возвышенности. Правый берег обычно высок и крут, а левый низменен, сопровождается широкой поймой. Питание реки преимущественно снеговое. Половодье наступает в апреле. Левые притоки Псла – Пена, Голтва, правые – Суджа, Грунь, Хорол. На побережье Псла расположены города – Обоянь, Сумы, Гадяч. Ширина реки на территории нашего села от 25 до 35меторв.

По второй версии - поселенцы, которых далеко не всегда пускали в селения, вынуждены были держаться околиц. Селились у рек. Для ведения полеводства и скотоводства необходимы были более или менее постоянные поля и луга. А ручьи, сбегавшие во время половодья и дождей, размывали и портили почву, их надо было как-то сдерживать и поправлять. Поэтому в местах впадения ручьев в реку устраивали заграждения, так называемые «хомутцы» - временные мелиоративные сооружения. Сейчас в Хомутцах о ручьях напоминают проулки, по которым вода стекает в реку. Таких проулков в селе несколько – Митькин, Зайцев, Чуков, Городков, Мареев и др. На местах образованных в результате заграждений «хомутцов» селились люди, появлялись хутора.

Мареев проулок в селе Хомутцы

Так на юго-западе села Хомутцы, где протекает река Пена – (левый приток Псла), был образован хутор Поляна, граничащий со слободой Пены Курской губернии. После войны хуторяне перешли на жительство в село Хомутцы, и хутор прекратил свое существование.

За рекой раскинулся смешанный Курочанский лес, в котором растут сосны, березы, осины, ольхи, дубы и много других деревьев средней полосы России. Славится Курочанский лес и поныне обилием удивительной красоты подснежников и ландышей.

Осенью местные жители становятся заядлыми грибниками. Лес щедро одаривает их маслятами, опятами, лисичками, и белыми грибами. Много в лесу и ягод. Здесь встречаются целые поляны, заросшие очень вкусной и ароматной малиной. Богат лес птицами и животными. В нем и сейчас можно встретить лосей, косуль, кабанов, лис, зайцев и других обитателей.

На лугу возле леса каждую весну, поселяются цапли, аисты, журавли, устраивая своим курлыканьем по вечерам музыкальные концерты. Говоря о животном и растительном мире Хомутцов, стоит сказать и о реке Псел, которая всегда щедро одаривала уловом местных рыбаков. Испокон века ловили здесь щуку, линя, карасей, окуня. Зимой по берегам ставили снасти на вьюна - маленькую, но вкусную рыбку, которой угощали в старые времена самых дорогих гостей.

Луг за рекой Псел. Вид на Шмыревскую гору

Село Самарино

В 1684 году оно называлось Дмитровским, что объясняется наличием церкви Св.Дмитрия Солунского. В статистическом издании «Список населённых мест Российской империи по сведениям 1862 года» прежнее название уже не упоминается, и село фигурирует только под нынешним названием –Самарино. Происхождение названия села остаётся загадкой для старожилов.

Существуют только предположения. В 1862 году село охарактеризовано как казённое и владельческое одновременно. Этопозволяет предположить. Что в период с 17 по 19 век часть села Дмитровского могла стать владением некоего помещика по фамилии Самарин. Дворянская фамилия Самариных известна, и наиболее ярким её представителем был в 19 веке Юрий Фёдорович Самарин-друг Лермонтова, публицист, историк, один из лидеров славяно-финского направления русской общественной мысли. Вероятно, та часть села Дмитровского, которая стала крепостным владением помещиков Самариных и получила новое название- Самарино, в отличие от его казённой части, где по-прежнему жили однодворцы или государственные крестьяне. Затем новое название могло перейти уже на всё село, а старое постепенно забылось. Дмитровское стало Самарино.

Поселение Самарино именовалось селом, потому что здесь действовала церковь- Дмитровская, названная в честь святого Дмитрия Солунского, покровителя Московского князя Дмитрия Донского, По его велению, накануне битвы с Мамаем в Москву была перенесена чудотворная икона Дмитрия Сорлунского. В битве на поле Куликовом погибло 100 тыс. русских воинов. Дмитрий Донской установил обычай чтить их память в ближайшую субботу перед Дмитриевским днём. В народном быту Дмитров день- 8 ноября был скорбным, пристольным (поминовали за столом).

Церковь деревянная, основана в 1847 году. Благочестивый округ – 4 версты. Число пристолов- 1. До деревни Хомутцы- 3 версты. Поселение Карташовка- 2 версты. Число душ православных- 1686. Расстояние до губернии- 75 вёрст. До уездного города- 22 версты, до станции Обоянь- 22 версты. При церкви имелась церковно- приходская школа. Священник Угревицкий К.М., дьякон-Руденков А.Н., псаломщик Платонов М.Н. Церковной землёй пользовались священник и дьякон, усадьба – 3 га, полевая- 54 га.

При селе Самарино было ещё два отдалённых посёлка или хутора. Леоновка, по-над речкой, дворов 30, назывался Лягушовка, потому что лягушек много по вечерам квакали. Другой, дворов 50 , находился там, где, состовый лес, назывался Москва. Потом постепенно жители оттуда и из Лягушовки переселились в село Самарино. Разбирали свои дома и перевозили их на новые места по частям, там снова собирали.

По переписи населения 1862 года:

  • деревня Хомутцы при реке Псёл находится от уездного города в 27 верстах. Число дворов- 103.Жители: мужского пола- 388, женского пола- 411 человек
  • село Самарино при реке Псёл находится от уездного города в 21 версте. Число дворов – 43.Жители : мужского пола- 194 чел., женского пола- 247 чел. Церковь православная- 1.

В 1865 году после Земельного бунта вызванного отменой крепостного права произошли большие перемены и в жизни крестьян Хомутцов и Самарино.

Земля была поделена только на мужскую душу, и передел происходил раз в 3-5лет. В этот период развития Хомутцов, основным занятием остается земледелие, рыболовство, дегтярное дело. В селе и сейчас есть улица Дегтярня.

Старейшая улица села – ул. Дегтярня

Село Хомутцы во все времена своего существования никогда не оставалось в стороне от событий, происходящих в стране.

Жители села – Хорьяков Тихон Митрофанович, Мазнев Владимир Иванович, Сергеев Дмитрий Никитович и другие принимали участие в гражданской войне.

В 1918 году в населённых пунктах Хомутцы- Самарино установилась советская власть, представителем которой на селе стал Самаринский сельский Совет , вошедший в Пенскую волость

Обоянского уезда до 12 мая 1924 годаЗатем до 30 июля 1928 года в Пенскую волость Борисовского( Грайворонского ) уезда. В Ивнянский район сельский совет вошёл 30 июля 1928 года до 1931 года. В1931 году влился в Хомутчанский сельский совет Ивнянского района.

Не обошла стороной Хомутцы и коллективизация. В период с 1929по 1930годы на территории Хомутцов и Самарино было организовано 6 колхозов – им. Менжинского, «Красный партизан», «Победа», им. Варейкиса, им. Бубнова, им. ЦЧО Сталина. Первым организатором колхозов на селе стал Селихов Тихон Игнатьевич.

Голод 1933 года

Государству сдавали продукцию с колхозных полей и личных огородов. Есть было нечего. В колхозе выдавали жмых. Люди ходили в Курочкин лес, собирали щавель, по огородам находили молочайник. Всё это крошили вместе, заливали водой и ставили на ночь, а утром ели. Очень много семей покидало свои дома и уезжали в Литву, Краснодар и на Кавказ.

Не смотря на все тяготы сельской жизни, голод, коллективизацию, село постепенно развивалось и разрасталось. Появилась необходимость в грамотных людях. Начали открываться школы, садики и клубы. Первые школы и садики ютились в хатах и клунях, и только в 1934 была открыта начальная школа (1-4классы) в Самарино, а в 1936году семилетка в Хомутцах. Первым учителем в селе был Сердюков Дмитрий Ильич, очень много сделавший в обучении не только сельских ребятишек, но и в обучении неграмотных взрослых.

Самаринскую церковь ломали в 1936 году. Руководил этой поломкой активист из Студенка, по фамилии Голубицкий. Ему помогали двое местных по прозвищам Жук и Егорок. Эти двое соревновались , кто быстрее церковь снесёт и кто-то из них додумался: зацепил верёвками или тросом крест, запряг в эти и свалил крест вместе с куполом. Собрали молодёжь, парней лет по 15 или чуть постарше, заплатили по 1 рублю и те помогали с церковных стен обшивку снимать. Потом брёвна, оставшиеся от церкви, отвезли в Богатое и из этого материала там построили школу- семилетку, а всё остальное отдали в местный колхоз.

Недалеко от церкви, около церковной ограды, лежали надгробные плиты, полированные, гладкие, мраморные. Была на одной из них длинная надпись старинными, видимо церковнославянскими буквами, с твёрдым знаком на конце слов. Запомнилось слово «граф».Немного дальше, над самым яром были кирпичные склепы, которые были целы до 1940 года.

Подворья

На селе людей различали и окликали по подворьям, по их названиям, В селе Хомутцы различали следующие подворья: Галузины, Амелюшкины, Сорокины, Стояшкины, Мареевы, Ларины, Гурюковы, Лазуткины, Архипушкины.

В Самарино подворье- Корчевы.

В Хомутцах преобладали следующие фамилии: Селиховы, Амелины, Беседины, Мазневы, Якшины, Платоновы, Чуриловы, Нечаевы, Рядинские, Озеровы, Польшины, Кожушковы, Никишины, Комаровы, Никулины, Переверзевы, Черкасины, Иваненковы, Стрельниковы, Чернышёвы, Руцкой, Шепелев, Чернышёвы.

В селе Самарино –Лозовские, Булгаковы, Сергеевы, Музалевские, Хорьяковы, Четвериковы, Картамышевы, Щегловские, Тарасовы, Лукины, Рыжковы, Кашлаковы, Чертковы, Ченцовы, Щигловы, Брусенко, Губаревы.

Жизнь села постепенно налаживалась, но ее оборвала война. В октябре 1941 года четыре офицера Красной Армии готовили огневые точки от Холодной горы к Широкому лугу, молодёжь рыла окопы. Немец пришёл в село неожиданно. Первым делом они разграбили магазин. Мужики успели вывести из конюшни весь инвентарь и спрятали по домам. Карательные отряды забирали скот, птицу, сено, фураж и увозили на Обоянь. Начались аресты активистов, комсомольцев.

488 человек из Хомутцов и Самарино ушли на фронт, вернулось только 120человек. В 1979году по инициативе ветеранов и при поддержке местных властей в селе был установлен памятник погибшим воинам. На плитах памятника были высечены имена всех погибших селян. Слева и справа от памятника расположены две стелы символизирующие начало и окончание войны 1941-1945годов. С каждым годом все меньше и меньше становиться в селе ветеранов. В настоящее время их осталось 5 человек. В те редкие встречи (из-за преклонного возраста и плохого здоровья) они делятся своими воспоминаниями, рассказывают о военных и трудовых буднях. Их жизненный путь и военное прошлое пример для подрастающего поколения.

Памятник погибшим воинам в с. Хомутцы

Война оставила разрушенное сельское хозяйство, разбитые дороги, полуразрушенные хаты, нужно было все восстанавливать заново. Количество дворов в Хомутцах после войны составило 599, при численности населения 2400человек. Работая в колхозе и получая вместо денег трудодни, люди не задумываясь об этом, старались работать лучше и лучше, больше вспахать, больше надоить. Они работали на энтузиазме, и это давало очень хорошие результаты. Появляются лучшие доярки: Селихова А.И., Селихова Ф.Т., Переверзева А.А., лучшие механизаторы –Платонов В.В. , Хорьяков М.С., Беседин И.А. Звеньевой колхоза «Победа» Селихов А. П. за высокие урожаи сахарной свеклы и распространение передового опыта был удостоен поездки на Всесоюзную с/х выставку в г. Москву.